Современные взгляды специалистов на проблему отклоняющегося развития в детском возрасте значительно видоизменились в последнее десятилетие. Такие дети рассматриваются, прежде всего, с точки зрения расстройств восприятия, дефектов сенсорных (воспринимающих) систем, в результате чего страдает формирование так называемого адаптивного ответа, а значит - нарушаются связи, как с окружающей средой, так и со своим телом.
Мозг таких детей не интегрирует ощущения, и его развитие значительно искажается. Причина может лежать в нарушении сенсорной интеграции и формирования сенсорных систем (тактильной, зрительной, вестибулярной и др.) в процессе онтогенеза, еще в эмбриональном периоде. Соответственно, коррекция данных нарушений должна учитывать онтогенетические (возрастные или временные) периоды, в которых могли произойти эти искажения, и быть направлена на формирование биологически правильного стереотипа.
Мы привыкли думать, что ребенок учится ощущать свое тело, ориентироваться в пространстве, пользоваться тактильной (кожной) чувствительностью не нуждаясь в специальном обучении. Действительно, большинство людей в раннем возрасте незаметно научаются объединять свои чувства (зрительное, слуховое восприятие) и ощущения собственного тела, чтобы получать представление об окружающем мире.
Дети с аутизмом сталкиваются с проблемами обучения этим навыкам (ощущать свое тело, ориентироваться в пространстве, пользоваться тактильной-кожной чувствительностью).
Нейропсихологическая коррекция пользуется следующей методикой которая, основана на современных представлениях о закономерностях строения и прежде всего развития мозговой организации высших психических функций у человека, основоположниками которых являются А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, А.В. Семенович и др.
Методика нейропсихологической коррекции в нашем центре включает в себя комплекс упражнений из 12 основных блоков различной направленности:
- динамический блок – упражнения с передвижением в пространстве;
- блок напряжения и расслабления (статического и динамического);
- блок вращательных движений;
- упражнения для осознания границ тела;
- блок дыхательных упражнений;
- упражнения на развитие орального праксиса;
- >блок глазодвигательных упражнений;
- упражнения для развития тонкой моторики;
- упражнения на распределение внимания;
- упражнения для развязывания синкинезий;
- блок сложнопрограммированных упражнений (на удержание и смену программ);
Под руководством специалиста в оборудованном специальными снарядами и приспособлениями помещении проводятся сеансы, направленные на тренировку отстающих сенсорных систем с особым акцентом на активизацию и развитие «телесной» чувствительности, а также на взаимодействие сенсорных систем.
Примеры упражнений сенсорной интеграции:
Раскачивание в гамаке, на качелях, тренировка равновесия при движении на тележке – вестибулярная чувствительность, ориентация в пространстве, равновесие.
Танец и другие упражнения под музыку – взаимодействие слуховой и моторной систем, ритм.
Погружение тела в емкость, наполненную фасолью, обкладывание мешочками, наполненными песком, – стимуляция глубокой-проприоцептивной чувствительности (благодаря воздействию тяжести, давления) и поверхностной-тактильной чувствительности. Такое воздействие тяжелых, но мягких и безопасных объектов хорошо принимается детьми, вызывает явное удовольствие (отвечает их потребности). Еще лучше эффект, когда родитель воздействует на ребенка собственной живой тяжестью, подвергает его крепким объятиям (важно и прикосновение и телесное давление). Дополнительный эффект такой тренировки – улучшение эмоционального контакта родителя с ребенком.
Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве, преодоление страхов, отработка переживаний, пережитых в процессе биологического рождения).
Бросание мячей, тренировка ударов в игрушечную боксерскую грушу и т.п. (зрительно-моторная и тактильная координация), нормализация мышечного тонуса.
Задания с предметами с разнообразной - шероховатой, структурной поверхностью (ощупывание, узнавание на ощупь ...), манипуляция с упругими объектами, разминание и мн. др.
Все такие задания направлены на «включение», спящего или пассивного сенсорного аппарата ребенка, тренировку взаимодействия сенсорных систем. Облегчив ориентацию в собственном теле, освободить внимание ребенка для восприятия окружающего, создать предпосылки для коммуникации.
Метод показан детям дошкольного и младшего школьного возраста. Наш собственный опыт показывает высокую эффективность данного метода в коррекции даже тяжелых нарушений у детей (таких, как задержки психоречевого развития, гиперактивность с дефицитом внимания, различные расстройства аутистического спектра, моторные нарушения и др.)